Практика инклюзивного образования
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всероссийской диспансеризации, количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, значительно возросло.
В группах комбинированной направленности нашего ДОУ осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработанной нами самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы);
принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;
принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Результаты такой деятельности радуют и педагогов и родителей: дети легко адаптируются в социуме, получают конкретную помощь специалистов, хорошо подготовлены к обучению в рекомендованных типах школ.
Результативность деятельности образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, можно оценивать также по следующим показателям:
успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ;
удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
повышение числа выпускников с ОВЗ, продолживших индивидуальный образовательный маршрут в общеобразовательной или специальной (коррекционной) школе;
повышение квалификации сотрудников ДОУ по программам ДПО, содержание которых отражает методы, приемы, формы работы с детьми в условиях инклюзивной практики.
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. Эффективной формой повышения качества педагогического процесса является супервизия деятельности педагогов и специалистов с обсуждением и анализом. Такая форма совмещает в себе сразу несколько функций: контроль, самоконтроль, консультирование, обмен опытом.
Свежие записи
Памятка по оформлению sim для иностранцев
14 мая 2025
Катание на горке
2 февраля 2025
«Посылка солдату»
2 февраля 2025
Конкурс чтецов
2 февраля 2025
Ребята нарисовали первые весенние овощи-корнеплоды
2 февраля 2025
Дети создали рисунки курочки с пасхальными яйцами
2 февраля 2025
Ребята нарисовали чайку на кружке «Разноцветный мир»
2 февраля 2025
«Логопедическая экология»
2 февраля 2025
Дети приняли участие в квест-игре «Космическая академия»
2 февраля 2025
День космонавтики
2 февраля 2025